Вы используете устаревший браузер. Подробнее

Версия для слабовидящих
Государственное казенное учреждение Свердловской области

Государственный Архив Свердловской Области

Деятельность Свердловского областного театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны творческая жизнь Свердловского театра оперы и балета имени Луначарского, как и других советских театров, была подчинена задачам, которые ставило военное время, требовавшее мобилизации всех духовных и физических сил для противостояния врагу. В сложившихся условиях деятельность театра проводилась по разным направлениям: сбор вещей и средств, активная выездная деятельность концертных фронтовых бригад и собственно творческая деятельность, связанная с постановкой выдающихся творений классики, пробуждающих и воспитывающих патриотические чувства.

Оперный театр в Свердловске не только сохранил высокий художественный уровень в трудное военное время, но и продолжал накапливать опыт, совершенствовать мастерство. Театр решительно перестроил свою творческую деятельность, взяв на вооружение патриотические спектакли, отвечающие мыслям и чаяниям народа. Главной темой репертуара стала тема борьбы за свободу Родины. Уже осенью 1941 г. была поставлена опера Д. Россини «Вильгельм Телль» о героической борьбе швейцарского народа со своими угнетателями. Шла также опера Ц. Кюи «Мадемуазель Фифи», либретто которой написано на сюжет известной новеллы Ги де Мопассана, воспроизводящей один из эпизодов франко-прусской войны 1870 г.

Театр осуществлял постановку крупнейших произведений русской классики: «Иван Сусанин» (М. Глинка), «Борис Годунов» (М. Мусоргский), «Дубровский» (П. Чайковский). Успехом пользовалась «Пиковая дама». Горячо принимал зритель военных лет «Руслана и Людмилу» и «Псковитянку».

Из западных опер в 1944 – 1945 гг. появились в афише «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини и «Отелло» Дж. Верди. Наибольший успех пришёлся на оперу «Отелло» – произведение, весьма редко звучащее на сценах периферийных театров, так как этот шедевр требовал от исполнителей большого вокального мастерства и глубокой драматической зрелости. Премьера «Отелло» состоялась 21 апреля 1945 г. Выполненный на высочайшем музыкальном и художественном уровне, спектакль был удостоен Государственной премии, а его создатели, в частности, дирижёр А. Маргулян, режиссёр Е. Брилль, хормейстер А. Преображенский и исполнители главных ролей А. Азрикан и Н. Киселевская, получили звание лауреатов в 1946 г.

Большое значение в творческой жизни театра военных лет имели постановки новых советских опер «Надежда Светлова» И. Дзержинского (1943), повествующая о легендарной обороне Ленинграда, «Суворов» С. Василенко (1942), «Емельян Пугачёв» М. Коваля (1943), которые хотя и были неравноценны по своему музыкальному и общехудожественному уровню, но имели значение в контексте утверждения актуальных для эпохи патриотических идей.

В деятельности Свердловского балета в годы войны был некоторый перерыв в связи с мобилизацией артистов, но постепенно балетная труппа возобновила спектакли (летом 1941 г.) постановкой балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Из других произведений балетного классического репертуара наиболее удачной стала постановка романтического балета А. Адана «Жизель» (1945).

В феврале 1943 г. балетмейстер В. Кононович осуществил постановку «Конька – горбунка». Жизнерадостно и красочно прозвучал балет композитора А. И. Хачатуряна «Гаянэ».

В 1944 г. состоялась премьера первого уральского балета – «Каменный цветок» композитора А. Фридлендера на сюжеты П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Общественность высоко оценила новый спектакль, который, продолжая традиции классических балетов Чайковского и Глазунова, поэтически воспел тему вдохновенного творческого труда.

В годы войны Свердловский театр оперы и балета работал в полную силу. На его афише более 30 спектаклей. Уже 1943 г. театр закончил с прекрасными материальными результатами: отказавшись от дотации, он дал государству 860 000 рублей прибыли.

Театр с честью выдержал испытания военного времени. Часть коллектива ушла на фронт, более напряжённым стал весь ритм театральной жизни. Вплоть до 1944 г. в театре не знали выходных дней. Отправляли на фронт тёплые вещи, продовольственные посылки. На свои средства приобрели и отправили на фронт три самоходные пушки. Вместе с другими творческими коллективами страны собрали средства на эскадрилью «Советский артист». В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей.

За пять лет артисты дали более четырёх тысяч концертов – на фронтах в составе сборных фронтовых бригад, в тыловых частях и госпиталях. Работники театра участвовали в организации одного из госпиталей, дежурили по ночам у тяжелораненых бойцов, читали им газеты и книги, не считаясь ни с временем, ни с затратой сил.

Несмотря на все трудности военного времени, театр жил полной жизнью, способствуя своими постановками укреплению стойкости духа и моральных сил борющегося народа.

 

Главный архивист

 отдела публикации

 и использования архивных

документов ГКУСО «ГАСО»

Еряшева Мария Сергеевна


Дата публикации: 12 сентября | Категория: Статьи