Государственное казенное учреждение Свердловской области
г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 17
Телефон: +7 (343) 376-31-03

 

Главная / "Год Д.Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области" / Родовое древо Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (часть 1)

Родовое древо Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (часть 1)

30 мая 2022

"Год Д.Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области"

Село Маминское - единственный населенный пункт на карте Свердловской области, созвучный с фамилией известного уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Созвучие это неслучайно. Исследования генеалогии Дмитрия Наркисовича выявили его непосредственную связь с этой местностью – в близлежащем селе Троицком начинали свою карьеру священнослужители Мамины – предки писателя.[1]

 

Село Маминское находится в Каменском районе Свердловской области, на правом берегу реки Исеть. Есть несколько версий появления этого населенного пункта, в нашей статье мы будем опираться на данные исследователя Аркадия Федоровича Коровина, историка, Почетного члена Уральского общества краеведов.

 

А.Ф. Коровин ссылается на данные церковной летописи с. Истоцкого, составленной священником К.А. Введенским и хранившейся у жителя с. Косулина А.С. Ладейщикова.

 

 

Речь, прежде всего, идет о «скаске» священника с. Истоцкого, первом авторе этой летописи – Василии Игнатове сыне поповом - Мамине. В ней сказано, что в 1711 году Василий Игнатьевич Мамин в возрасте 29 лет имел жену Ирину, детей Георгия (Егора), Гаврила, Михаила, Евфимия. Этот Георгий (Егор) Васильевич Мамин и есть то лицо, писавшее «скаску дьячка Егора Мамина».

 

Дом Василия Игнатьевича Мамина (род. в 1682 году) стоял в д. Маминой, что в трех верстах от села Истокское. В 1731 году деревня получила свой приход, и В.И. Мамин стал первым по времени в ней священником.

 

Поскольку карьеру церковнослужителя В. И. Мамин начинал в Багарякской слободе, есть основания предполагать изначальным местом поселения Маминых не Камышевскую, а Багарякскую слободу. Окончательно же определиться на Исети они могли уже после подавления башкирского восстания. Возможно, именно Мамины набирали переселенцев в новую деревню среди своих прежних соседей. Если эти предположения верны, то деревня Маминская была основана между 1712 и 1719 гг.[2]

 

В 1712 году в процессе восстановления разоренных приходов и наступил новый этап в истории маминского рода – багарякский пономарь Василий Игнатьевич Мамин стал священником Троицкой церкви села Истоцкого, положив начало новой династии священнослужителей на Среднем Урале. Уже к 1737 году, кроме самого Василия Игнатьевича в этом же приходе служили его сыновья: Гаврило – пономарем (с 1726 г.), а Михаил – дьячком (с 1735 г.). Старший же сын Василия, Егор (прямой предок Дмитрия Наркисовича), служил дьячком (с 1730 г.) в Вознесенской церкви Багарякской слободы.[3]

 

В дальнейшем деятельность священно- и церковнослужителей Маминых охватывала более десятка приходов Екатеринбургского и соседних с ним уездов. В середине XVIII века сын Егора Васильевича, Григорий – священник Щербаковской слободы. Только по сведениям исповедных ведомостей 1797, 1812 и 1823 гг. Мамины занимали должности от священника до пономаря в Багарякском, Истоцком, Кисловском и Белоярском приходах.[4] В 1823 же году дед Дмитрия Наркисовича, Матвей Петрович Мамин, - пономарь Богоявленской церкви Екатеринбурга.[5]

 

Родственники священников Маминых, оставшиеся крестьянами прочно закрепились на Исети. В 1719 году в деревне Маминой, числившейся в Камышевской слободе, было три крестьянских и один бобыльский двор Маминых.[6] Столетие спустя, в 1823 году, в результате административных реорганизаций эта местность входила в ведомство Истоцкого прихода. Мамины здесь жили уже 16 дворами: 13 - в деревне Маминой, 3 - в Походиловой; одна семья Маминых отмечена в качестве подворников в деревне Давыдовой.[7]

 

Линия, ведущая к писателю Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку, идет от Егора Васильевича Мамина, дьячка села Багаряцкого района. Сын дьячка Егора – Григорий Егорьевич Мамин (родился в Багаярке в 1735 г.) провел свою жизнь священником села Щербаковского на Исети вблизи Каменского завода. У него родились четверо сыновей. Трое - Никита, Матвей и Терентий Григорьевичи Мамины в 1774 году стали активными «пугачевцами».

 

Известно, что Терентий Мамин был священником в селе Аятском, а в 1773-1774 гг. ушел в отряд «пугачевцев». В Государственном архиве Свердловской области сохранился документ «Указ Тобольской духовной консистории о розыске и поимке бежавшего из Аятской слободы священника Терентия Мамина, изданный в 1774 году».[8]После подавления бунта Терентий вернулся в село Аятское, где и продолжил службу дьяконом в местной церкви.[9]

 

Меньше всего информации известно о Никите Мамине, в исследованиях Коровина А.Ф. упоминается, что он был дьяконом в Каменском заводе.[10]

 

После разгрома восстания и многолетних скитаний, затем допросов и пребывания в монастырском застенке в Тобольске, Матвей Григорьевич Мамин получил место псаломщика в родовом селе Троицком на Исети, где и умер в 1818 году.

 

Клировые ведомости показывают, что Матвей Григорьевич «фигура причудливая». И кроме двух сыновей от первого брака: Петра, родившегося 12 июня1776 года и Павла, родившегося 29 июня 1801, у Матвея Григорьевича Мамина и его второй жены, крестьянской девушки (на 20 лет моложе М.Г. Мамина) было еще шестеро детей. Небезынтересна характеристика пономаря  Матвея Григорьевича Мамина: «поведение доброе», человек он «частовременно упивающийся».

 

Четвертый сын – Лука Григорьевич (в 1774 году ему было всего пять лет), в начале  XX века стал священником села Белоярского на Пышме. Там он построил каменный храм, и первым похоронен у его стен.[11]

 

В нашем исследовании интерес представляет второй сын Петра Матвеевича Мамина – Матвей Петрович Мамин, знаменитый дед писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка. Родился он 12 ноября 1799 года в селе Троицком Камышловского уезда.  В семье росли три сына и три дочери. До тринадцатилетнего возраста Матвей Петрович Мамин жил в селе Троицком Камышловского уезда. Ранее оно называлось деревней Никитиной, расположено на речке Малой Калиновке.

 

С 1812 года он переселился с родителями в село Троицкое (Истокское) Екатеринбургского уезда, что лежало на границе «со степью». Вокруг Троицкого было обилие озер и рек с башкирскими названиями.

 

Матвея отдали в Тобольскую семинарию, но окончил он всего лишь два класса. Получив место дьякона в Екатеринбурге в Вознесенской церкви, Матвей Петрович женился на дочери гранильщика-мещанина города Екатеринбурга Вассе Федоровне Мыльниковой.

 

Прямое церковное начальство однажды пометило, что М.П. Мамин «поведения недобродетельного». Неизвестно, что начальство нашло плохого в его поведении, разве то, что Матвей Петрович слыл прекрасным лекарем от алкоголя и многих из «власти имущих лиц» лечил и даже излечивал.[12]

 

Матвей Петрович имел большую семью, всего в семье воспитывалось пять детей, в том числе и отец Д.Н. Мамина – Сибиряка – Наркис.

 

С 1821 по 1841 год Матвей Петрович служил дьяконом в Екатеринбурге, потом был выдворен из «горного гнезда» в село Покровское Ирбитского уезда, где вплоть до смерти,          6 сентября 1861 года служил также дьяконом. После того, как М.П. Мамин поселяется в селе Покровском, его дети начинают занимать церковно-служебные должности в селах Ирбитского уезда.

 

В своем произведении «Отрезанный ломоть» Дмитрий Наркисович вспоминал и описывал своего деда: «Это был высокий, полный, седой, строгий старик с окладистой большой бородой. У него была большая семья, которую поднимать на ноги стоило громадных трудов. Одного дьяконского заработка, конечно, не хватало, и у дедушки была устроена в нижнем этаже его дома громадная столярная мастерская, дававшая возможность пополнять бюджет. Кроме столярного ремесла, Матвей Петрович занимался ювелирным делом. Вообще старик отличался деятельным характером и даже ходил на охоту»[13].

 

Матвей Петрович Мамин известен как один из лучших мастеров «серебряных дел». С 1835 по 1861 год служил дьяконом в церкви села Покровского Ирбитского уезда, имел ювелирную и столярную мастерские, в которых работал сам. Также являлся одним из основателей первой школы села Покровского, открытой в 1843 году.[14]



[1]  Мосин А. Г. О «белых пятнах» в истории маминского рода (к проблеме воссоздания родословия Д. Н. Мамина-Сибиряка) // Третьи Татищевские чтения: Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 2000. С.350-354.

[2] Публикации Коновалова Юрия Витальевича » Мамин-Сибиряк и село Маминское

Оксана Корнева .историк-генеалог http://www.okorneva.ru/publikatsii--konovalova-yuriya-vitalevicha/mamin-sibiryak-i-selo-maminskoe/

[3]  ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.683. С.565.

[4] Публикации Коновалова Юрия Витальевича « Мамин-Сибиряк и село Маминское

Оксана Корнева .историк-генеалог http://www.okorneva.ru/publikatsii--konovalova-yuriya-vitalevicha/mamin-sibiryak-i-selo-maminskoe/

[5] ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.444. Л.52.

[6] ГАСО. Ф.34. Оп.1. Д.1. Л.103-115.

[7] ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.444. Л.383-401.

[8] ГАСО Ф.6. Оп.2. Д.408

[9] ГАСО Ф.Р-2800.Оп.1. Д.40. Л.22

[10] ГАСО Ф.Р-2800.Оп.1. Д.40. Л.22

[11] ГАСО Ф.Р-2800. Оп.1. Д.40. Л.8

[12] ГАСО Ф.Р-2800.Оп.1. Д.40. Л.75

[13] «Отрезанный ломоть» Д.Н. Мамин-Сибиряк

[14] Артемовский краеведческий Год выпуска - 1998-й. Авторы: А.И. Брылин, П.Т. Коверда

http://book.uraic.ru/elib/Authors/Br_Ko/slovar/slovar_12.html

 

Родовое древо Д.Н.Мамина-Сибиряка


Наверх страницы