Вы используете устаревший браузер. Подробнее

Версия для слабовидящих
Государственное казенное учреждение Свердловской области

Государственный Архив Свердловской Области

Вопросы детско-родительских отношений

Вопросы детско-родительских отношений

 

Ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие  "интересы ребенка".  Нормы семейного кодекса РФ предусматривают различные способы  выявления  судом интересов ребенка: непосредственное выяснение его мнения, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органов опеки и попечительства. Необходимость выявления судом, наряду с материальными, бытовыми условиями, ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение, определяет целесообразность участия в спорах специалистов - психологов и психиаторов. Как правило в рамках экспертизы эти специалисты устанавливают следующие обстоятельства:

  • мотивы поведения
  • особенности личных отношений родителей к ребенку и друг другу
  • индивидуально-психологические  особенности всех членов семьи, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития

 

Экспертиза детско-родительских отношений проводится с участием  эксперта в области психологии. Если на экспертизу поставлены вопросы о состоянии психического здоровья одного из родителей или ребенка, то в этом случае к экспертизе привлекается специалист в области психиатрии.
 

К компетенции эксперта относится предоставление суду рекомендаций по очень широкому кругу вопросов, в частности:

  • оценка степени привязанности между родителеми и ребенком
  • оценка планов родителей относительно воспитания ребенка
  • способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка
  • целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей
  • порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками
  • выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить

 

Суды с большим вниманием относятся к предпочтениям ребенка старше 10 лет. Детям же младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что мнение такого ребенка в значительной степени зависит от мнения окружающих его взрослых, а также в силу того, что такой вопрос, заданный во время экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка и повлиять на результаты всего исследования. 

 

Если вопрос о предпочтениях задается и ребенок в ответ четко формулирует желание жить с одним из родителей, то эксперт должен определить, является ли это желание свободным желанием ребенка, или  же повторением чужих слов и  результатом психологического воздействия. Также надо учитывать, что в младшем возрасте при ответе на такой вопрос ребенок чаще выбирает того родителя, перед кем испытывает больше страха, или которого считает более злопамятным или ранимым. 

 

Если же ребенок  враждебно настроен по отношению к одному из родителей, то эксперт должен определить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении - в некоторых случаях негативные чувства подогреваются другим родителем и не содержат в своей основе серьезных проблем во взаимоотношении между родителем и ребенком.
 

Определение функциональной способности каждого из родителей к удовлетворению нужд ребенка в настоящем и будущем является важной задачей экспертизы. Эта задача является комплексной и включает в себя:

  • анализ психологических нужд и потребностей развития ребенка, оценку способностей родителя удовлетворять эти нужды и потребности
  • оценка качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них наиболее предпочтителен для ребенка
  • определение методов дисциплинарного воздействия каждого из родителей на ребенка и выявление того из них, который лучше помогает ребенку
  • оценка психического состояния ребенка и определение хронических состояний, требующих специального ухода; оценка способности каждого из родителей обеспечить такой уход
  • оценка образовательных потребностей ребенка, оценка образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу
  • оценка этических и духовных ценностей родителей и степень их влияния на ребенка
  • определение у родителей антисоциальных тенденций, личностных расстройств, разъяснение степени их влияния на ребенка.

 

При выполнении экспертизы эксперт должен оценить наличие культурных и этнических влияний и их важность для развития ребенка.

 

Также эксперт должен оценить значимость религиозного воспитания в семье. Ребенок может без ущерба для себя воспитываться в рамках двух религиозных традиций (совместная опека родителями), но продолжающийся конфликт между родителями по поводу его религиозного воспитания будет наносить ребенку вред, и если таковой конфликт имеется в семье, эксперт должен определить степень его влияния на ребенка и предложить пути его разрешения.
 

Существует мнение, что дочери лучше воспитываться матерью, а сыну - отцом, однако нет достаточных данных, подтверждающих его справедливость. Более важным являются отношения каждого из родителей с ребенком и их чувствительность к поло-ролевым потребностям ребенка.
 

При выполнении экспертизы эксперт анализирует множество социальных факторов:

  • наличие социальной поддержки окружения - бабушек и дедушек, других членов семьи, друзей, собственные социальные связи ребенка.
  • наличие братьев или сестер
  • наличие мачехи или отчима
  • гомосексуализм родителя
  • воровство детей, жестокость
  • использование репродуктивных методов при зачатии ребенка - донорство спермы, суррогатное материнство и т.д.

 

Специалист при проведении экспертизы должен охарактеризовать отношения между родными братьями и сестрами. Как правило, в период развода и спора об опеки родные братья и сёстры оказывают друг другу огромную эмоциональную и психологическую поддержку. Разделение братьев и сестер между родителями на практике используется судами редко и только тогда, когда эксперт доказал необходимость такого разделения.

 

Чаще всего при проведении экспертизы обследуется ребенок и родители, однако при необходимости обследовано может быть также и близкое окружение ребенка - его бабушки и дедушки, потенциальные отчим и мачеха, няни и т.д.

 

Считается, что если эксперт видел только одного родителя, то он не может высказать свою точку зрения относительно опеки в целом или относительно другого родителя. То есть если в силу каких-либо обстоятельств обследование второго родителя не происходило, то эксперт в своем заключении сможет отразить только те вопросы, которые касались взаимоотношения между исследуемым родителем и ребенком, но не между родителями и не между ребенком и вторым родителем.

 

Как правило, психологическое тестирование родителей во время экспертизы не проводится. Это связано с тем, что такого рода тесты направлены на выявление психопатологии, а не на оценку родительства, и использование результатов этих тестов в суде приводит к проблеме трактовки их результатов.

 

Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован совместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Во время совместной беседы эксперт устанавливает характер взаимодействия родителя и ребенка, легкость их отношений, признаки тревоги, способность родителя передать ребенку лидерство, методы привлечения к порядку, одобрения, повышения детской самооценки.
В ряде случаев встреча ребенка и родителей может проходить в присутствии судебных приставов.

 

Продолжительность собеседований эксперт определяет самостоятельно исходя из анализа ситуации, поставленных вопросов, личностей испытуемых, но, как правило, обследование родителей занимает от 3 до 6 часов, обследование ребенка от 1 до 4 часов, обследование других значимых близких от 1 до 2 часов. В зависимости от количества подэкспертных общее время проведения исследования может потребовать нескольких дней.

 

В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д. 

 

Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье. 

 

Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком - мать, отец, бабушка и т.д.

 

Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.

 

В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).

 

К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.

 

Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.
 

Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.

 

Количество используемых методик и их выбор зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния. Некоторые методики требуют концентрации и усидчивости, которая еще отсутствует, например, у 8-летних детей. При этом нужно отметить, что самым важным методом оценки характера взаимоотношений между родителем и ребенком является наблюдение за их взаимодействием, сделать категоричный вывод только на основании одной или двух инструментальных методик невозможно.

 

Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

 

В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.

 

Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.
 

Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет - если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.  

 

Если цель судебного процесса - определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка. 

 

Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем. 

 

Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.

 

Вопросы опеки и попечительства регулируются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), Федеральным законом от 24.04.2008                № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

 

Согласно ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

 

Опека устанавливается над несовершеннолетними детьми, не достигшими возраста 14-ти лет. Попечительство – над детьми в возрасте от 14-ти до 18-ти лет.

 

Требования к опекуну

 

Чтобы ваш старший сын мог стать опекуном своего младшего несовершеннолетнего брата, он должен соответствовать минимальным требованиям, предъявляемым к опекунам, а именно: достигнуть возраста 18-ти лет, являться полностью дееспособным и не попадать в список лиц, которые не могут быть назначены опекунами (ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ).

 

Следует помнить, что назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10-ти лет, осуществляется с его согласия.

 

Также опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

 

В целях защиты прав и интересов ребенка ему может быть назначен опекун (попечитель) в следующих случаях, установленных ст. 121 СК РФ:

  • смерти родителей;
  • лишения родителей или ограничения их в родительских правах;
  • признания родителей недееспособными;
  • болезни или длительного отсутствия родителей;
  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • создания действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

 

Также опекун (попечитель) может быть назначен в иных случаях отсутствия родительского попечения. Например, в случае признания судом родителей безвестно отсутствующими, на основании письменного согласия родителей на усыновление, при пребывании родителей в местах лишения свободы или в случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей до достижения родителями возраста 16-ти лет их ребенку назначается опекун (ст. 62 СК РФ).

 

Документы для оформления опекунства над братом

 

Полный перечень документов, предоставляемых гражданином, желающим стать опекуном, определяется Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (далее – Правила подбора опекунов).

 

Оформление опекунства бабушкой при живых родителях

 

Ваш старший сын должен будет подать в орган опеки и попечительства по месту своего жительства лично либо с использованием Единого портала гос.услуг заявление установленного образца с согласием стать опекуном своего несовершеннолетнего брата, приложив к нему следующие документы:

  • свою краткую автобиографию;
  • справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход, или справку с места работы своей супруги, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;
  • заключение о результатах медицинского освидетельствования, оформленное в порядке, установленном Минздравом России (выдается в виде справки по форме № 164у о состоянии здоровья сроком на 3 месяца), которое позволяет органам опеки и попечительства удостовериться в надлежащем состоянии здоровья будущего опекуна;
  • копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с будущим опекуном, на прием ребенка в семью;
  • справку из МВД России, подтверждающую отсутствие судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.  Форма справки должна соответствовать приложению № 4 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденному приказом МВД России от 27.09.2019 № 660. Заявление на получение данной справки можно подать, в том числе через Единый портал или МФЦ. Срок предоставления услуги составляет 30 дней с даты регистрации заявления о выдаче справки.

 

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства будущий опекун при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

 

После приема пакета документов и проверки информации, изложенной в них, орган опеки и попечительства обследует условия жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию детей, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя (п. 8 Правил подбора опекунов).

 

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном.

 

Затем, в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения сведений, документов, приложенных гражданином к заявлению, и акта обследования орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

 

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)

 

Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

 

1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

(п. 1 введен Федеральным законом от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

 

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требованийабзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

 

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

 

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

 

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

 

Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка

 

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

 

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

 

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

 

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)


Дата публикации: 5 сентября | Категория: Новости

Свежие публикации данной категории

23 сентября 03 октября 2022 года в Государственном архиве Свердловской области день открытых дверей в честь Дня пожилого человека

23 сентября Открытие международной историко-документальной выставки архивных документов «Наследники Акинфия Демидова: новые пути развития»

20 сентября Документы времен Второй мировой войны

16 сентября Семинар для специалистов муниципального казенного учреждения «Архив Горноуральского городского округа»

13 сентября Конкурс творческих работ «#ВместеЯрче» в Свердловской области

9 сентября Поздравляем с Днем образования государственных архивов Свердловской области

2 сентября Встреча с представителями уральских генеалогических обществ в Государственном архиве Свердловской области

1 сентября 9 сентября 2022 г. - День открытых дверей в Государственном архиве Свердловской области

30 августа #ДеньПенсионераСвердловскойобласти #силапоколений #надежнаяподдержка

15 августа Единый день голосования 11 сентября 2022 года