Вы используете устаревший браузер. Подробнее

Версия для слабовидящих
Государственное казенное учреждение Свердловской области

Государственный Архив Свердловской Области

Платные услуги

Тематический запрос – запрос гражданина, организации или предприятия о предоставлении информации по определенной теме, событию, факту.

 

Архив проводит работу по исполнению  тематических запросов в порядке оказания платных услуг (на основании договора). Стоимость работ по исполнению запросов установлена прейскурантом. Прейскурант утвержден приказом Управления архивами Свердловской области №27-01-33/202 от 30.11.2018 (о внесении изменения в Перечень платных услуг(работ), оказываемых(выполняемых) государственными казенными учреждениями Свердловской области, подведомственными Управлению архивами Свердловской области, приказом Государственного архива Свердловской области № 180 от 14.12.2018 «Об утверждении Прейскуранта на работы и услуги, выполняемые Государственным казенным учреждением Свердловской области «Государственный архив Свердловской области» для физических и юридических лиц.

 

 

Предоставление архивной информации осуществляется только на основании письменного запроса. Запросы принимаются при личном приеме в отделе по работе с обращениями граждан, почтой России, на Едином портале государственных услуг, МФЦ, сайт архива.

 

Запрос  должен содержать следующую информацию:

 

  • Фамилия, имя, отчество заявителя (для юридических лиц - название организации).
  • Запрос юридических лиц оформляется на бланке организаций, заверяется подписью руководителя и печатью.
  • Почтовый адрес, e-mail, телефон.
  • Конкретно сформулирована  суть  обращения. Запрос, не имеющий конкретного характера, может быть не принят к исполнению.
  • Максимально полно указаны сведения, необходимые для исполнения запроса (место события, хронологические рамки, названия организаций, номера и даты документов и т.д.

 

По документам Государственного архива Свердловской области возможно выявление и подтверждение следующих сведений:

 

  • об имущественных правах граждан, по документам государственных нотариальных контор г. Свердловска (Екатеринбурга)  и г. Новоуральска.

 

Обращаем внимание, что сведения (копии нотариальных документов) о совершенных нотариальных действиях, выдаются только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия (статья 5 Основ Законодательства РФ о нотариате).

 

Информация необходимая для подачи заявления: справка бюро технической инвентаризации, № ГНК, даты и номера реестровой записи, нотариальная доверенность (если Вы хотите сделать запрос от имени другого человека), имеющиеся на руках документы на недвижимость.

 

  • решения (постановления) о выделении земельных участков, по документам Исполнительных комитетов г. Свердловска, Свердловской области, Правительства Свердловской области

 

Информация необходимая для подачи заявления: наименование органа власти принявшего решение (постановление), номер и дата решения.

 

 

Генеалогические и биографические запросы

 

Генеалогический запрос – запрос об установлении   родства, родственных связей двух или более лиц, истории семьи, рода.

Биографический запрос – запрос об установлении факта биографии: обучение, пребывание в детском доме, награждение орденами и медалями, нахождение в эвакуации и т.д.

 

Обращаем внимание, что специалисты архива не занимаются генеалогическими  и биографическими исследованиями, а на основе  предоставленных данных и документов архива подтверждают, уточняют или опровергают известные Вам факты жизни интересующих Вас лиц.

 

Сообщаем, что в соответствии с п. 5.8.2. Правил организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организации Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18 января 2007 г. № 19, генеалогические запросы исполняются исходя из возможностей архива.

 

Провести полное генеалогическое  и биографическое исследование возможно самостоятельно в читальном зале архива. Режим работы читального зала,  а также изменения в его работе  представлены на сайте архива в рубрике «Читальный зал».

 

Форма заявления для генеалогических запросов

 

 
Форма заявлений для биографических запросов
 
 

Рекомендации по проведению генеалогических (биографических) исследований (скрытая информация)

 

1. Опрос родственников. Подготовка к архивным поискам

 

Прежде чем обращаться в архивы, необходимо собрать максимально полные поисковые сведения о своих предках.

 

Фамилии, имена, отчества, места проживания и хотя бы приблизительные годы рождения, бракосочетания и смерти родственников, их сословная принадлежность, место работы, службы, учебы и т.д. в пределах двух-трех поколений – важно все до последней детали.

 

Необходимо изучить семейные архивы. Чтобы составить объективную картину данных, необходимо провести анализ – документов семейного архива. Для этого подойдут письма, дневники, фотографии, свидетельства о рождении, браке, смерти, а также дипломы, трудовые книжки. Их изучение поможет получить информацию о том, кем были и как жили ближайшие предки.

 

В связи с возможными переименованиями населенных пунктов и различными изменениями в административно-территориальном делении Российского государства, для более точного определения места поиска желательно использовать справочники по административно территориальному делению Российской Империи и СССР.

 

2. Заносим информацию в дневник

 

Рекомендуем при составлении родословной вести дневник поисков, в котором отражены результаты опроса родственников, а также сведения, которые будут обнаружены в архивах позже.

 

С самого начала работы над родословной надо суметь правильно оформить найденный материал и создать продуманную систему его хранения. Чтобы систематизировать собранные биографические данные, рекомендуем завести персональное досье – анкету на каждого из известных родственников.

 

Информация о представителях рода должна быть краткой и содержать необходимый минимум:

 

  • фамилия, имя, отчество;
  • место рождения;
  • годы жизни (дата и место смерти, место захоронения; если сохранилась могила, можно сделать фотографию надгробия, особенно если на нем указаны даты жизни);
  • звание (место службы, работы, чины, должности);
  • профессия (профессиональные достижения, опубликованные труды, имеющиеся изобретения);
  • награды.
  • вероисповедание;
  • сословная принадлежность для родившихся до ноября 1917 года (из дворян такой-то губернии, из купцов, мещан или ремесленников такого-то города, из духовного сословия, из крестьян, из казаков и т.д.);
  • место жительства в хронологической последовательности и в соответствии с административно-территориальным делением на нужный период времени;
  • дата и место вступления в брак: место венчания или гражданской регистрации брака; добрачная фамилия и происхождение супруга; время и место рождения детей.
  • другие известные Вам факты и подробности, которые Вы считаете нужным сообщить для проведения поиска: гражданство, подданство (в отношении иностранных граждан), факт опекунства, факт усыновления (удочерения), нахождение под судом, эмиграция семьи и т.д.

 

3. Исследуем архивы

 

Обращаясь в архив с запросом о поиске информации о своих родственниках (предках), следует иметь в виду, что такие запросы исполняются государственными архивами на платной основе. Прейскурант цен утверждается директором архива.

 

При самостоятельной работе с архивными документами в читальном зале архива рекомендуем вначале ознакомиться с соответствующей литературой, например:

  • «Генеалогическая информация в государственных архивах России», справочное пособие. ВНИИДАД, М., 2004.
  • «Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информацию (ХVI в. – 1917 г.)». ВНИИДАД, 1998.
  • Романова С.Н. «Исследование генеалогической информации в государственных архивах России». «Вестник архивиста», № 5 (41), 1997.
  • Онучин А.Н. «Твое родословное древо: практическое пособие по составлению родословной». Пермь, 1992.
  • Романова С.Н. «Как найти свои корни», «Вестник архивиста», 1998, № 2(44), № 3(45).
  • Антонов Д.Н., Антонова И.А. «Метрические книги: время собирать камни», «Отечественные архивы», 1996 г, №№ 4, 5. и пр.

 

Читальный зал - это та структурная часть архива, с которой неизбежно имеет дело любой обращающийся в архив исследователь. Выдача единиц хранения (архивных дел) требует соблюдения правил. В архиве не существует отдельной папки (книги) на каждую фамилию, в которой любой посетитель сможет найти все сведения по своей родословной. Документы по генеалогии предков могут находиться в фондах различных учреждений. Прежде чем оформить требование на выдачу документов, необходимо ознакомиться с описями фондов. Это поможет сориентироваться в объемах предстоящей работы.

 

При работе с документами необходимо знать, что существует понятие прямых и косвенных генеалогических источников.

 

К прямым источникам относятся:

 

1) Метрические книги (записи обрядов) содержат сведения о рождении детей, бракосочетаниях населения, а также информация о погребении. Осуществляя генеалогический поиск предков в архивах, можно отследить сразу 3 события (рождение, брак и смерть), связанных с представителем рода. При этом, как правило, во 2-м (брак) и 3-м (смерть) разделах указывался возраст жителей на момент занесения записи, благодаря чему есть возможность выстроить цепочку родственных связей семьи.

2) Исповедные росписи (для верующих) несут в себе информацию об исповедях жителей, и из них можно получить данные о том, насколько верующими были интересующие нас люди, а также как часто человек посещал церковь. В росписях указывался полный состав семьи, кроме новорождённых, также прописано, когда и в каком возрасте человек был на исповеди.

3) Ревизские сказки (документ ревизского учёта с 1718 по 1858 гг., с 1-й по 10-ю ревизии, податного населения) - подушные переписи (описи живущих в доме) и перепись населения - схожие документы, предназначенные для составления списков налогоплательщиков и общего числа жителей административной единицы. По этим источникам удобнее всего проводить генеалогический поиск предков по фамилии, так как записи группировались по дому, а в каждом доме жила одна или несколько крестьянских семей.

4) Клировые ведомости документ о службе лиц духовного сословия. Ведомость содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети семьи, если даже они проживали отдельно. В третей части давались статистические данные по приходу.

Вести генеалогический поиск по клировым ведомостям стоит только, если есть информация, что Ваш предок имел отношение к службе в церкви, так как этот вид документов относится только к священнослужителям.

5) Переписи населения (учет списка жителей) на хранение в Государственный архив Свердловской области не передавались. Рекомендуем обратиться в Федеральные государственные архивы России.

6) Формулярные списки (послужные списки) - это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с середины XVIII в. до 1917 года.

8) Писцовые книги (хозяйственные описи) содержат сведения об имущественном положении крестьян; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сел, монастырей. Составлялись писцами и подьячими, систематически проводившихся в России в 15, 17 вв. Хранятся в Российском государственном архиве древних актов.

9) Рекрутские списки (военнообязанные). Рекрут - лицо, принятое на военную службу по воинской повинности или найму хранятся - Центральный исторический Архив Москвы.

 

Это примерные виды документов прямых источников поиска. Остальные виды архивных документов относятся к категории косвенных генеалогических источников. Целесообразность их использования в каждом конкретном случае зависит от имеющихся у Вас поисковых данных. Если Ваши предки работали на железной дороге - стоит просмотреть описи фондов Управлений железных дорог, если участвовали в судебных разбирательствах – фонды палат уголовного и гражданского судов, документы по работникам медицины хранятся в фондах губернских врачебных управ и т.д.

 

4. Вспомогательный материал для поиска:

 

1. Уральский торгово-промышленный календарь. 1889 г. (интернет, открытый доступ)

2. Список населенных мест Пермской губернии (интернет, открытый доступ)

3. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии (интернет, открытый доступ)

4. Памятные книжки и адрес-календари Пермской губернии (интернет, открытый доступ)

 

Документы о военных и участниках ВОВ Великой Отечественной войны

 

Сайты:

 

Документы о репрессированных - Государственный архив административных органов Свердловской области

о раскулаченных - портал «Книга Памяти раскулаченных Свердловской области». Поиск информации о жителях Свердловской области раскулаченных в 1930-е годы XX века.

Документы о членах коммунистических партий - Центр документации общественных организаций Свердловской области

 

В архиве хранится большое количество дел по приему в коммунистическую партию, учету руководящих (номенклатурных) работников, персональных дел коммунистов.