Трамвай на социалистическом штурме
Каждый уважающий себя город должен иметь трамвай – это было ясно властям Екатеринбурга ещё сто лет назад. У думы тогда не получилось, и воплотить мечту жителей уральской столицы смог только советский горисполком в 1929 г. Первые шаги общественному транспорту в Свердловске пришлось делать не без трудностей.
Под прицелом критики
Трамвай только вступал в жизнь, но скидок на его младенческий возраст не делалось. Требовали не только высоких производственных показателей, но самой активной идеологической и общественной работы. В октябре 1930 г. по городскому радио прозвучала критическая передача о деятельности профсоюзной организации трамвайщиков. Прямо в лоб били опросы корреспондента: «Сделал ли местный комитет Свердловского трамвайного парка что-нибудь по подготовке к 25-летию 1905 года? Как обстоит дело с социалистическим штурмом? Как закрепляются рабочие на предприятиях до конца пятилетки?»
Бедный председатель профкома отвечал растерянно и без энтузиазма. По поводу юбилея революции и «штурма» совсем ничего не сказал, а о закреплении поведал, что из 250 человек закреплено только 3.
Радиожурналисту не понравились методы борьбы с нарушителями трудовой дисциплины. Их фамилии записывались на «чёрную доску», но пребывали там всего только 10 дней, а потом стирались. «Так с прогульщиками бороться нельзя!» – заявил автор радиопередачи.
Профсоюзный лидер городского трамвая пытался загладить неприятное впечатление сообщением о 106% подписки на заём, но в конце концов на представителя средств массовой информации обиделся и сказал, что допрашивать его нечего, «времени не хватит отвечать». Может быть, незадачливый месткомовец надеялся, что передачу никто не услышит, ведь приёмник в красном уголке давно стоял без усилителя звука, но не тут-то было – текст его беседы с корреспондентом прислали в областной комитет отраслевого профсоюза.
Были, конечно, сделаны оргвыводы, но какие – история умалчивает, социалистическое соревнование, во всяком случае, активизировалось, на трудовое состязание были вызваны коллеги из Перми.
У них и у нас
В 1930 г. в Свердловской трамвайном парке впервые состоялась «производственная лекция», познакомившая трудящихся с зарубежным опытом. Тезисы лекции, сопровождаемые диапозитивами, прислали из Москвы, из политико-просветительного сектора ЦК профсоюза коммунальников. Текст составил инженер П. П. Целибеев.
Главной тенденцией трамвайного вагоностроения 1930 г. было стремление к максимальному облегчению веса вагона с одновременным снижением расходов на его содержание. Во Франции применялись моторы с большим числом оборотов, которые крепились непосредственно на нижнюю раму кузова, облегчая тем самым вес трамвая с 14 до 12 т. В Германии от деревянных вагонов уже переходили к металлическим с низким полом и сводчатой формой крыши.
В Америке трамваи тоже делали из метала, но они оказались самыми лёгкими – 6,5 т, потому что не имели поперечных стенок и дверей между площадкой и кузовом. Экономили за океаном и рабочую силу: пассажиров обслуживал один лишь вагоновожатый, открывавший и закрывавший двери при помощи пневматики. Монетки за проезд опускались в аппарат с застеклённой крышкой. Вожатый наблюдал за оплатой, поворачивал рычажок, и деньги ссыпались в металлический ящик. Билета американский пассажир не получал. Автор лекции отмечал, что необходимым условием при таком порядке работы городского трамвая является «хорошо подготовленный персонал, дисциплинированность и привычка пассажиров».
В советской стране в 1930 г. тоже изготовляли трамвайные вагоны с металлическим каркасом кузова и арочной крышей. Для облегчения веса стремились применять электросварку. Проблема заключалась в том, что потребности коммунального хозяйства возрастали гигантскими темпами, за которыми заводы порой просто не успевали. Преодолеть трудности должна была помочь «намеченная в пятилетке реконструкция промышленности».
О перспективах
Правильный выбор вида городского транспорта имеет исключительно важное значение – так считали составители плана развития хозяйства Свердловска на вторую пятилетку (1933 – 1937 гг.). Они этот выбор сделали в пользу трамвая и автобуса. Вопрос рассмотрели со всех сторон, отметив плюсы и минусы. К минусам отнесли громоздкость сооружений трамвая и необходимость больших капиталовложений, а к плюсам – дешевизну для жителей и незаменимость при передвижении на короткие расстояния.
В 1932 г. количество поездок на одного свердловчанина составляло 145, в 1937 г. эта цифра должна была увеличиться до 410. Общее число вагонов в городе к концу пятилетки планировалось 891, длина трамвайных путей в переводе на одну колею – 230 км, а норма пассажиров на один вагоно-километр, наоборот, снижалась с 12,7 до 8,1, чтобы не ездить как сельди в бочке. В 1937 г. трамвай должен был приносить прибыль в 40 млн рублей.
Предусматривал пятилетний план строительство ремонтного завода и школы вожатых, оборудование централизованного управления стрелками, приобретение снегоочистителей.
Жизнь обычно вносит существенные коррективы в громадьё планов. Архивные документы свидетельствуют, что в 1948 г. в Свердловске работало всего 170 трамвайных вагонов, а на 1949 г. просили выделить хотя бы ещё 20.
Ольга Бухаркина.